На геолого-географическом факультете продолжаются занятия по дополнительной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «ГЕОшкола» для школьников 8-11 классов. Каждое направление подготовки на факультете представляет отдельный модуль в программе, объединенные идеей знакомства с науками о Земле.
В первом модуле «Современные методы географических исследований» студенты кафедры географии провели четыре занятия:
1. Современные методы географических исследований, где школьники рассмотрели методы географических исследований для обработки, анализа и синтеза географической информации. Занятие провели Павлина Ильина, Иван Миллер и Павел Пырсиков;
2. Космомониторинг природных процессов — занятие позволило участникам программы узнать историю становления метода, этапы его внедрения и возможности использования космомониторинга для изучения природы и хозяйства. Попробовали себя ребята и в освоении базовых навыков работы в ArcGIS, в чем им помогали Варвара Зайцева и Павел Бойчук;
3. Человек — мощная геологическая сила?!... На занятии рассмотрели природное и антропогенное преобразование планеты и виды антропогенного воздействия. Под чутким руководством Софьи Жарновой и Александра Козина школьники научились создавать карты антропогенных ландшафтов;
4. Города мира — история и современность. Благодаря интересному рассказу Арины Оленниковой и Павла Бойчука о городах прошлого, современности и будущего ученики ГЕОшколы ГГФ узнали о влиянии природно-климатических условий на размещение населения, критерии выделения городских поселений и классификации городов, а также создали «свой» город.
После каждого занятия проходило неформальное и очень душевное общение школьников и студентов, первые задавали много вопросов об учебе и поступлении, возможностях и перспективах трудоустройства, а студенты рассказывали о себе и географии, о том, как они сделали выбор направления, как учатся сейчас, какой опыт от дисциплин и практик получают, и о том, что ни разу не пожалели о сделанном профессиональном выборе.
В завершении модуля заведующий кафедрой географии Вадим Валерьевич Хромых рассказал участникам ГЕОшколы о профессиональной подготовке географов на кафедре, изучаемых дисциплинах и практиках, о трудоустройстве выпускников.
Множество впечатлений от первого модуля у всех:
Никита Германов, МАОУ Лицей 8 имени Рукавишникова, 10 класс:
«ГЕОшкола - отличное мероприятие для тех, кто хочет понять куда же все-таки поступать. В ГЕОшколе можно найти много товарищей, и тех, кто также, как и ты горит идеями – заниматься туризмом, геологией, географией, метеорологией, гидрологией или экологией. Отличный коллектив студентов и преподавателей геолого-географического факультета ТГУ обучает нас интересным географическим знаниям, которые мы не узнаем просто в школе. Студенты дружелюбные и всегда готовы помочь с практическим заданием, уже спустя пару занятий можно завести друзей и новые интересные знакомства!
Я ещё с самого детства – с 10-ти месяцев увлекался туризмом и ходил в походы со своими родителями и братом, поэтому как повзрослел, то решил для себя, что хочу поступать в ТГУ. Начал искать занятия по подготовке абитуриентов к поступлению и узнал о ГЕОшколе! На занятиях сейчас узнаю много нового, работаю в команде с такими же ребятами, которые стремятся расширить знания о планете Земля! Всем тем, кто ещё не знает куда идти после 11 класса, дружеский совет - идите в ГЕОшколу от ТГУ, и у вас сразу появиться интерес к географии и вам будет легче принять решение!»;
Ксения Подрезова, ученица 11 класса МАОУ гимназия №13:
«В прошлом году я с интересом обучалась на программе геолого-географического факультета «Третья от Солнца». Когда узнала, что в этом году можно будет принять участие в ГЕОшколе, решила идти, ведь знания лишними не бывают. В моих планах поступать на направление «География» ГГФ ТГУ, поэтому географический модуль был мне особенно полезен. Узнала чему учатся студенты-географы, в каких программах работают, какие практики проходят. Ребята отнеслись к занятиям ответственно, подобрали интересную информацию и не забыли про практическую часть. Спасибо всем, кто работал над программой, буду продолжать посещать занятия в ГЕОшколе!»;
Михайличенко Михаил, ученик 11 класса МАОУ СОШ №4 им. И.С. Черных:
«Я попал в ГЕОшколу по рекомендации своего классного руководителя, которая попросила меня походить в ТГУ, проверить, точно ли это то, чем я хотел бы заниматься в будущем. Несмотря на то, что я определился с тем, что буду поступать на геологию, модуль, посвящённый географии, оказался мне очень полезен и интересен. Я уже узнал достаточно много нового не только о такой обширной и комплексной науке как география, но и о внутренней жизни университета. Мне понравилось каждое из занятий, будет сложно выделить что-то конкретное, кроме огромного количества практических работ, что мне очень нравится. Я понял, что точно не ошибся с выбором науки, с которой бы хотел связать своё будущее.»;
Арина Оленникова, студентка 4 курса направления «География»:
«В октябре 2023 года я принимала участие в организации географического модуля ГЕОшколы. Наш модуль был представлен самым первым, и непременно должен был стать особенным – запомниться и понравиться школьникам, которые проявили интерес к наукам о Земле. Мы, совместно с Пашей Бойчуком, проводили одно из занятий на тему «Города мира – история и современность». В его лекционной части мы постарались охватить как можно больше интересной и полезной информации для учащихся старших классов: дали определение понятию «город», рассказали о городах, которые исчезли в прошлых веках, а также о тех, которые могут исчезнуть в ближайшее столетие, рассмотрели на примере Томской области свойства и функции городов. Помимо этого, мы также организовали практическую часть занятия, где школьникам, в составе команд, было предложено придумать свой город, с учетом его физико-географических особенностей. Было приятно узнать, что многие из учащихся, посетивших занятие, заинтересованы в поступлении на наш факультет. Также ребята активно задавали вопросы и интересовались особенностями университетской жизни.
На мой взгляд, подобные мероприятия – замечательная идея, так как они способствуют повышению интереса школьников к географической науке, учат их прогрессивно мыслить, а также работать в команде и ориентироваться в малознакомом коллективе, что является важным навыком для дальнейшей учебы и будущей карьерной деятельности. Такие мероприятия также полезны для нас – студентов, так как в них мы можем проявить себя как лидеры, усовершенствовать свои коммуникационные и ораторские таланты, что в дальнейшем поспособствует нашему профессиональному росту»;
Павел Бойчук, студент 4 курса направления «География»:
«Прекрасно поработал со школьниками. Очень радует, что дети нацелены на поступление на наш факультет. Отлично получилось научить ребят тому, что уже хорошо знаешь сам и в чем разбираешься, а также показать положительные стороны кафедры географии и обучения на ГГФ. В очередной раз убедился в том, что могу учить чему-то новому и вдохновлять подрастающее поколение своим небольшим, но ценным для меня опытом, который я получил в процессе обучения»;
Александр Козин, студент 4 курса направления «География»:
«Вместе с Софьей Жарновой мы провели занятие для ребят из ГЕОшколы, тема которого звучала как «Человек, как геологическая сила». Мы рассмотрели, как ведущие рельефообразующие факторы в изменении природы, так и место человеческой деятельности в ней. Определили основные типы и варианты антропогенных объектов. В результате проделали работу, суть которой заключалась в картографировании антропогенных ландшафтов. Такое картографирование полезно для: определения функциональных зон, урбанизированных и субурбанизированных районов, экологической оценки ландшафтов, находящихся в непосредственном контакте с человеческой деятельностью и пр. Опыта введения занятия в таком формате я не имел, но с ребятами работать было комфортно. Была видна заинтересованность работой и теоретическим материалом. При неоднозначных ситуациях ребята не стеснялись и консультировались с нами»;
Анастасия Гальченко, ответственный секретарь отборочной комиссии ГГФ:
«Подошли к концу занятия первого географического модуля в рамках «ГЕОшколы». На каждом занятии был сделан упор на практическую составляющую. Ребята столкнулись с множеством интересных задач, которые еженедельно решали в стенах Томского государственного университета! «ГЕОшкола» соответствует современным тенденциям образования, мы учим ребят работать с профессиональным программным обеспечением, закладываем ключевые географические знания, изучаем вместе основы дешифрирования и многое другое. Но самое главное у школьников уже сейчас есть возможность окунуться в факультетскую жизнь и узнать всё об особенностях поступления и обучения на ГГФ.
Хочется отметить высокую вовлеченность школьников в учебный процесс. Ребята с большим любопытством выполняют задания и задают нам вопросы. Мы уверены, что наша работа поможет школьникам определиться в своей дальнейшей профессиональной деятельности и этот выбор будет в пользу наук о Земле!На этом наша работа не заканчивается мы с удовольствием переходим к следующему не менее интересному модулю и продолжаем делиться знаниями».
Следующий модуль «Такой разный туризм: от идеи путешествия к её реализации» разработали и проведут по нему обучение преподаватели и студенты кафедры краеведения и туризма. И он будет не менее полезным для начинающих специалистов – обучающихся ГЕОшколы от геолого-географического факультета.