На геолого-географическом факультете продолжаются занятия дополнительной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «ГЕОшкола» для школьников 8-11 классов. Каждое направление подготовки на факультете представляет отдельный модуль в программе, объединенные идеей знакомства с науками о Земле.
В модуле «Вода вокруг нас» студенты и преподаватели кафедры гидрологии провели четыре занятия:
— «Водные объекты и их характеристики», где школьники узнали основные характеристики рек и озер и их бассейнов, научились измерять их средствами геоинформационных систем. Занятие провели Алина Юношева и Руслан Абдраимов.
На первой встрече Дмитрий Александрович Вершинин, заведующий кафедрой гидрологии, подробно и очень интересно рассказал о профессии гидролога, о научных исследованиях, которые проводятся на кафедре, о процессе обучения по данному направлению на геолого-географическом факультете ТГУ. Он также обратил внимание на значимость в профессиональном развитии учебных и производственных практик, а также на возможности трудоустройства выпускников.
— «Подземные воды, их проявление и использование» — здесь наши подопечные получили представление о подземных водоносных горизонтах, о различных факторах, влияющих на реальные экологические системы и использование подземных вод для целей водопользования. Алина и Руслан провели интересные опыты на определение водопроницаемости грунтов.
— «Источники питания водных объектов» — Руслан Абдраимов, Даниил Тимошенко, Дмитрий Сорокин и заведующий Проблемной научно-исследовательской лабораторией гляциоклиматологии ТГУ Александр Анатольевич Ерофеев организовали практическое занятие в окрестностях 6-го корпуса по проведению измерений характеристик зимних осадков и их расчётов. Занятие длилось час, но все участники достойно справились с исследованиям, приближенными к полевым условиям.
— «Изучение качества воды водоемов и рек» — на этом занятии участники школы научились использовать приборы для экспресс-анализа качества воды и приобрели первичные навыки определения источников его ухудшения.
Как всегда очень приятны впечатления наших учеников:
Александр Берзин, МАОУ школа «Эврика-развитие», 10 класс:
«ГЕОшкола — очень интересный проект, так как здесь очень хорошее совмещение теории практики. Хотелось бы отметить, что на ГЕОшколе можно посмотреть и почувствовать атмосферу университета, а так же обучиться навыку работы с компьютерами. Ну и конечно, не обойтись без хорошей компании и преподавателей. Так что впечатления у меня об этом проекте только положительные».
Анфиса Мельникова, МАОУ СОШ № 15 г. Томска, 11 класс:
«Модуль "Вода вокруг нас" был очень интересным. Работа в ГИС-классе и практика на улице прошли познавательно и интересно. Небольшое чаепитие после
занятия на территории корпуса было приятным и душевным. Отмечу студента Руслана, который проводил занятия с энтузиазмом, всё максимально подробно объяснял и помогал».
София Гурьева, МАОУ «Сибирский Лицей», 9 класс:
«Мне очень понравился гидрологический модуль. Было очень много практики, мы создавали проекции озера на компьютерах, смотрели как вода проходит сквозь песок, камни и т.п. Тестировали воду на качество и её использование. Но больше всего мне понравилось, когда мы ходили на улицу измерять снежный покров и лед. Это было самое интересное и увлекательное занятие. Мы работали в команде и узнавали много нового, а после всего этого, пили чай с пирожками. Поэтому могу сказать, что этот модуль мне понравился больше всего!».
Полина Арефьева, МАОУ СОШ № 30 г. Томска, 9 класс:
«Вот и закончился четвёртый модуль ГЕОшколы — «Гидрология». Занятия, происходившие в этом модуле, были одними из самых интересных. Мне было очень любопытно узнать больше о подземных водах. Особенно интересно прошли изучения проб воды и снегосъёмка. Большое спасибо всем тем, кто создаёт такую невероятно интересную программу».
Организаторы занятий модуля поделились своими впечатлениями о занятиях с ребятами:
Алина Юношева:
«Ученикам было интересно. Мы заметили, как им хочется поработать руками, поэкспериментировать, провести интересные опыты и узнать новое. Кто-то даже оставался после занятий, чтобы побеседовать с нами. Ученики хотят узнать то, чего они точно не узнают в школе. И мы постарались это реализовать. Когда рассказывали о качестве воды в водных объектах Томска, вместе со школьниками провели анализ десяти проб. Причём одну из них принесли сами ребята, что я считаю показателем заинтересованности с их стороны.
Мне как начинающему преподавателю в вузе было очень полезно взаимодействовать со школьниками, понять, чего они ждут от университета. Для меня эти занятия стали развитием в профессиональной сфере, в общении с молодёжью. Я поняла, как вести занятия, что новое можно привносить в процесс обучения, чтобы и школьникам, и студентам было интересно».
Руслан Абдраимов:
«Это мой первый опыт в ГЕОшколе, до этого я проводил ГЕОквесты, они значительно отличаются от того, что мы сделали.С моей коллегой Алиной Юношевой мы вели блок гидрологии, на направлении которого сами обучаемся.То, что изучаем уже не первый год, нам нужно было рассказать и показать на практике за полтора часа. Ребята показали свою находчивость, смышленность и понимание той информации, которую мы им дали. Надеемся увидеть их на первом курсе бакалавриата в нашем университете на кафедре гидрологии».
Александр Анатольевич Ерофеев, заведующий Проблемной научно-исследовательской лабораторией гляциоклиматологии ТГУ:
«Полевой семинар был посвящён измерению влагозапасов снежного покрова на водосборе. Как известно, глубина и плотность снежного покрова распределена по водосбору крайне неравномерно. В различных типах ландшафтов плотность может изменяться более чем в 2 раза. Причина тому —природные условия, воздействующие на структуру снежного покрова. В условиях юга Западно-Сибирской равнины в первую очередь это различия в интенсивности нагрева поверхности солнцем, а также ветровые условия.
Для того, чтобы интегрально оценить влагозапас, мы применяли методику, основанную на исследовании параметров снежного покрова на элементарных площадках размером 10 на 10 метров. В каждой площадке мы измеряли глубину снежного покрова и закладывали снегомерный шурф. Плотность измеряли при помощи весового снегомера ВС-43. Примерно такой же подход мы используем и для измерения влагозапаса на ледниках Актру в Горном Алтае.Полученные данные позволили получить понимание о распределении и свойствах снежного покрова. Как удалось выяснить, глубина снежного покрова в первой декаде февраля ещё не достигла среднемноголетних значений. Однако, стоит сказать, что более приближенные к реальным значениям данные могли бы быть получены в первой или второй декаде марта. Тем не менее, проведённый семинар позволил на реальном примере показать ребятам условия и методику работы с измерительным оборудованием».
Дмитрий Александрович Вершинин, заведующий кафедрой гидрологии:
«Спасибо участникам за проявленный интерес как к проекту «ГЕОшкола» в целом, так и к модулю «Гидрология» —был виден интерес в глазах наших юных слушателей. Очень буду рад видеть всех в числе студентов и не обязательно только на кафедре гидрологии, но ина факультете. Огромную благодарность хочу выразить моим молодым помощникам за неформальное, душевное и ответственное отношение к этому мероприятию».
За время занятий на ГЕОшколе все наши участники стали нам родными, и очень приятен их неиссякаемый интерес к наукам о Земле, геолого-географическому факультету и Томскому государственному университету. Очень надеемся, что тех, кто профессионально будет изучать свою планету, станет больше благодаря нашим ребятам!
Благодарим всех студентов и преподавателей нашего факультета в искренней заинтересованности в занятиях со школьниками, в распространении своего профессионального опыта и огромной любви к ГГФ!
Впереди у наших учеников осталось два модуля: «Профессия, изучающая камни» от геологов и «Академия юного изыскателя» от экологов. После чего ребята будут работать над проектами и защитят их в начале мая.