С октября 2023 г. по май 2024 г. на геолого-географическом факультете Томского государственного университета проходили занятия по дополнительной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «ГЕОшкола» для учащихся 8-11 классов.
Программа позволила школьникам погрузиться в мир наук о Земле: геологии, географии, метеорологии, гидрологии, экологии и туризма, заложить основы естественно-научного мировоззрения, которое соединяет все науки о Земле воедино и объединяет информацию обо всех процессах и явлениях, происходящих за счёт собственного развития планеты.
Комплексная программа и состоит из шести разделов: геологический, географический, метеорологический, гидрологический, экологический и туристический.
Школьники развивают способности анализа развития Земли, знакомятся с современными исследованиями планеты и познают её уникальные объекты. При выполнении практических заданий обучающиеся получают знания о работе с микроскопами, космическими снимками, различными картами, онлайн-сервисами по созданию туристических маршрутов и аудиогида. Ученики получили навыки работы с приборами для выполнения измерений и наблюдений погоды, синоптическими картами, спутниковой информацией, геоинформационными системами для определения характеристик водных объектов, проведения анализов качества воды, устройстве экологической тропы и устойчивом развитии территории.
В результате обучения в «ГЕОшколе» школьники могут оперировать базовыми терминами в области геологических и географических наук и решать простейшие практические задачи.
Что изучали и чему научились на каждом модуле
«Современное исследование планеты»
На первом занятии «Современные методы географических исследований» школьникирассмотрели методы географических исследований для обработки, анализа и синтезагеографической информации.
«Космомониторинг природных процессов» — занятие, на котором ученики узнали историю становления метода, этапы его внедрения и возможностииспользования космомониторинга для изучения природы и хозяйства. Школьники также попробовали себя в освоении базовых навыков работы в ArcGIS.
На занятии «Человекмощная геологическая сила?!...» рассмотрели природное иантропогенное преобразование планеты и виды антропогенного воздействия, создали карты антропогенных ландшафтов.
Занятие «Города мира — история и современность» было посвящено городам прошлого, современности и будущего, влиянии природно-климатических условий на размещение населения, критерии выделения городских поселений и классификации городов, а также создали «свой» город.
Занятия разработали и провели студенты ГГФ Арина Оленникова, Павел Бойчук, Александр Козин, Софья Жарнова, Павлина Ильина, Павел Пырсиков, Иван Миллер, Варвара Зайцева.
«Такой разный туризм: от идеи путешествия к её реализации»
На модуле прошло 4 занятия.
«Пойдем в поход!» — встреча, посвящённая знакомству с основами спортивного туризма: туристским снаряжением, особенностью вязания узлов, навыками спортивного ориентирования.
На занятии «Что можно посмотреть в России?» ученики познакомились с туристскими ресурсами России и популярными маршрутами по стране, создали интерактивную карту-экскурсию по территории Томска.
«Проложи свой маршрут!» — на этом занятии обучающиеся самостоятельно разработали тур по Томску и Томской области.
На завершающем занятии «Есть такая профессия — экскурсовод» школьники познакомились с профессией и разработали фрагментэкскурсии на платформе IZI.travel.
Занятия разработали и провели Алексей Васильевич Пучкин, Екатерина Альбертовна Косова, Арина Федоткина, София Тарабанова, Ярослава Сёмина.
«Путешествие в изменчивый мир погоды»
На встрече «Занимательная метеорология» школьники изучили устройства метеорологической площадки и приборов для выполнения измерений и наблюдений погоды.
На занятии «Раскрась свою погоду» ученики попробовали представить себя в роли синоптиков.
«Прогноз из космоса» — занятие, на котором преподаватели рассказали школьникам про спутники, космические снимки и их анализ, а также попробовали проследить период «жизни» тропического циклона.
«Анализ метеорологических данных с использованием Python» — на этом занятии студенты показали школьникам, как с помощью программирования на языке Python можно провести анализ метеорологических данных.
Занятия разработали и провели Татьяна Владимировна Парежева, Лариса Геннадьевна Ананова, Анжелика Синотенко, Вероника Мацедон, Артур Аббазов, Максим Мирсанов.
«Вода вокруг нас»
«Водные объекты и их характеристики», где школьники узнали основные характеристики рек и озер и их бассейнов, научились измерять их средствами геоинформационных систем.
«Подземные воды, их проявление и использование» — здесь наши подопечные получили представление о подземных водоносных горизонтах, о различных факторах, влияющих на реальные экологические системы и узнали всё об использовании подземных вод для целей водопользования.
«Источники питания водных объектов» — практическое занятие прошло в окрестностях шестого корпуса ТГУ и было ориентировано на проведение измерений характеристик зимних осадков и их расчётов.
«Изучение качества воды водоемов и рек» — на занятии ученики «ГЕОшколы» научились использовать приборы для экспресс-анализа качества воды и приобрели первичные навыки определения источников его ухудшения.
Занятия разработали и провели Дмитрий Александрович Вершинин, Александр Анатольевич Ерофеев, Александр Сергеевич Тарасов, Алина Юношева, Руслан Абдраимов, Дмитрий Сорокин, Даниил Тимошенко.
«Академия юного изыскателя»
На занятии «Изыскатель: кто он?» школьники узнали об инженерно-экологических изысканиях, их целях, задачах и этапах проведения, в теории и на практике познакомились с методом биоиндикации.
«Почва — индикатор состояния компонентов среды» — на этом практическом занятии ребята определяли гранулометрический состав, pH и окраску почвы, провели биоиндикацию растений по образцам из гербария, проанализировали тематические карты.
«Как исследовать загрязнение воды?» — студенты кафедры природопользования рассказали про исследования поверхностных, грунтовых и канализационных вод и познакомили школьников с основным приборами, с помощью которых определяют физические и химические показатели воды.
«Не верь своим чувствам: все ли загрязнители мы способны увидеть?» — обучающиеся «ГЕОшколы» расширили знания о физическом загрязнении окружающей среды и детально изучили порядок составления отчётной документации по результатам инженерно-экологических изысканий. В практической части занятия ребята самостоятельно поработали с дозиметром-радиометром и другими приборами для проведения радиометрических исследований, измерения уровня шума и теплового загрязнения.
Занятия разработали и провели Анна Владимировна Игнатьева, Алина Карасева, Варвара Кирячек, Григорий Седов, Екатерина Леонтьева, София Бийчук, София Дзун, Виктория Либуцкас.
Благодарим заведующих кафедрами, выступавших перед соответствующим модулем, за интересные рассказы о подготовке специалистов разных направлений наук о Земле:
Вадима Валерьевича Хромых — заведующего кафедрой географии,
Елизавету Павловну Макаренко — заведующую кафедрой краеведения и туризма,
Валентину Петровну Горбатенко — заведующую кафедрой метеорологии и климатологии,
Дмитрия Александровича Вершинина – заведующего кафедрой гидрологии,
Романа Викторовича Кнауба — заведующего кафедрой природопользования.
защита итоговых проектов
Три недели школьники под руководством студентов-кураторов проводили исследования в выбранном направлении и обрабатывали результаты. Второго мая состоялась защита проектов обучающихся в «ГЕОшколе».
Темы проектов, участники проектной команды и их кураторы:
— «Томск в отражении озёр: прошлое, настоящее и будущее» — Александр Берзин, Максим Кадочников, Илья Охрименко, Илья Постных и Сергей Ситников. Куратор Арина Оленникова.
— «Сокровища Сахалина»: Ксения Подрезова, Лидия Вшивкова и Алена Колмагорова. Куратор Екатерина Альбертовна Косова.
— «Водный баланс и качество воды Университетского озера»: Борис Глушков, Алексей Толпаров и Леонид Масарновский. Кураторы Алина Юношева и Руслан Абдраимов.
— «Геологическая история Томска»: Анастасия Зажеко, Алина Тавлович, Михаил Михайличенко, Никита Германов и Никита Иванченко. Куратор Артем Андреевич Бибко.
— «Почвенно-экологический мониторинг г. Томска»: Анастасия Гришаева, Арина Филиппова, София Гурьева и Полина Арефьева. Кураторы Алина Карасева и Григорий Седов.
В качестве экспертов проектов были приглашены выпускники ГГФ:
Степан Александрович Овсянников — заместитель начальника Томского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»;
Андрей Борисович Семенцов — ведущий инженер группы контроля качества инженерных изысканий отдела управления изысканиями АО «ТомскНИПИнефть»;
Юрий Сергеевич Пупышев — младший научный сотрудник лаборатории самоорганизации геосистем Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН;
Дарья Андреевна Павлова — гид-экскурсовод;
Ащепкова Ольга Сергеевна — выпускница кафедры природопользования.
Эксперты поделились своими впечатлениями от представления работ школьников:
Степан Александрович Овсянников:
«Все участники проектных команд подготовились весьма достойно и хорошо презентовали проведенные исследования и их результат. Информацию представляли доступно и понятно. Очень интересно было слушать докладчиков и видеть, что ребята хорошо разобрались в темах, т.к. давали полные и исчерпывающие ответы на вопросы. Важно отметить огромный вклад кураторов групп, которые смогли донести свои мысли и идеи до исполнителей проектов, «заразить» их идеей и через них выполнить заложенный фронт работ. Огромная благодарность всем организаторам ГЕОшколы за такой проект от ГГФ!».
Андрей Борисович Семенцов:
«Замечательный праздник наук о Земле состоялся! Был очень счастлив принять в нем участие. Особенно порадовала искренняя заинтересованность школьников в изучении естественных наук. Считаю, что развитие данного направления взаимодействия со школьниками позволит расширить их кругозор и познакомит с геолого-географическим факультетом Томского государственного университета. Благодарю всех организаторов ГЕОшколы за огромный труд и его прекрасный результат! Желаю успешного продолжения работы ГЕОшколы».
Юрий Сергеевич Пупышев:
«Представленные по итогам "ГЕОшколы" работы меня очень впечатлили — ребята попробовали себя в роли естествоиспытателей и это у них получилось отлично! Были проведены небольшие, но полноценные исследования и при этом очень достойно представленные. Считаю, что такая работа поможет школьникам в выборе профессии. Желаю и дальше продолжать заниматься интересным для каждого из ребят направлением наук и стать в этом профессионалами. Выражаю огромную благодарность организаторам школы за ваш труд и его результат».
Дарья Павлова:
«На представлении результатов проектных работ было очень интересно. Каждый школьник показал, чему он научился в рамках занятий ГЕОшколы, что узнал и к чему у него появился интерес. Порадовала слаженная командная работа при защите работ. Желаю успехов всем ученикам "ГЕОшколы!"»
Кураторы групп рассказывают:
Екатерина Альбертовна Косова:
«Я была куратором модуля «Туризм», а затем и руководителем команды проекта по разработке интерактивной карты «Сокровища Сахалина». Территория была выбрана интересная, малознакомая простому обывателю, тем интереснее было еë изучать.
Моя команда отважных «туристов» собирали информацию по природным, культурным достопримечательностям и инфраструктуре острова (места проживания и питания, службы проката автомобилей и т. д.), а затем наносили эти объекты на Google карту.
Мне понравилось работать с девочками над проектом, мы быстро нашли общий язык, встречались каждый четверг в течение трех недель на консультациях, и в итоге проект и черновой вариант презентации были готовы ещё за неделю до защиты. Вот что значит иметь чёткий план и правильно распределить обязанности!
Порадовало, что каждый внёс равноценный вклад в работу на всех еë этапах. А ещё в итоге мы сделали даже больше, чем было запланировано: девочки проявили инициативу и сами разработали буклет с картой-схемой Сахалина и QR-кодом на интерактивную карту - получилось очень лаконично, удобно и красиво! Как мне кажется, это было нашей изюминкой, благодаря которой проект был высоко оценён экспертами и получил первое место.
Конечно же, считаю, что ГЕОшкола необходима, поскольку позволяет школьникам поближе познакомиться с университетской средой и направлениями подготовки на ГГФ ТГУ, пообщаться со студентами и преподавателями, задать интересующие вопросы и в итоге определиться с вузом для дальнейшего обучения. Считаю, что тех, кто дошёл до конца учебного года и защитил свои проекты нам удалось заинтересовать нашей деятельностью, будем ждать их в качестве абитуриентов».
Руслан Абдраимов:
«После завершения всех модулей ГЕОшколы мы с ребятами, выбравшими тему проекта по гидрологии, приступили к исследованиям на тему «Водный баланс и качество воды Университетского озера». С ребятами мы проводили полевые исследования, где измеряли скорости течения воды на родниках, рассчитывали расходы воды, измеряли качество воды в озере.
Наши подопечные показали себя с новой стороны – проявили заинтересованность и были очень мотивированны идеей проекта. Мы встречались три раза в неделю, под дождём, снегом, в сильный ветер, всё для того, чтобы произвести измерения. Благодаря этому ребята глубоко погрузились в профессию гидролога. Я очень надеюсь в будущем увидеть их в рядах первокурсников нашей кафедры!»
Алина Юношева:
«Ребята очень заинтересованные, очень активные и очень-очень умные. Мы проводили наше исследование три раза в неделю и они ещё сами почти каждый день ходили и снимали значения уровней воды на Университетском озере, благодаря чему получился большой ряд данных. Также они очень творчески подошли к проекту и помимо самого проекта, они ещё сами делали параллельно своё исследование по улучшению привлекательности озера, что вообще не входило в изначальный вариант, по итогу у них получился объём материала в два раза больше, чем мы планировали.
Я очень горжусь и восхищаюсь ребятами. Хочется сказать спасибо им за то, что выбрали наше направление и были очень активными и спасибо организаторам за всю Геошколу. Это хороший опыт и разнообразие работать не только со студентами в стенах вуза, но и со школьниками и погружаться с ними в наш факультет и наше направление, потому что мы хорошо знаем свое направление и часто нет каких-то новых идей и мыслей, а ребята из школ не совсем хорошо знают наше направление, но именно благодаря этому они способны придумывать какие-то новые идеи, новые теории или техники и вносить что-то новое в гидрологию».
Арина Оленникова:
«В течение четырёх недель мы с учениками "ГЕОшколы" проводили исследование на тему "Томск в отражении озер: прошлое, настоящее и будущее". За это время ребята проделали большую работу при этом четко распределив обязанности: три человека отвечали за поиск и анализ подходящей литературы, двое - учились работать в программе QGIS, создавать карты-схемы для качественного показа полученных результатов.
Также в рамках исследования, мы посетили озера Мавлюкеевское и Университетское, сделали фотографии, научились пользоваться GPS-приемником. По четвергам мы собирались в главном корпусе ТГУ и совместно обрабатывали полученную информацию. При выполнении исследовательской работы ребята показали себя активными, способными и находчивыми. Я считаю, что полученный опыт непременно пригодится им в будущей университетской и профессиональной деятельности».
Григорий Седов:
Хоть наш модуль и не вошел в число победителей, но мы не отчаиваемся – это повод проработать наши ошибки и в следующем году трудиться более плодотворно. Для нас самое главное – это счастливые лица наших первых выпускников, которые вдохновляют нас работать над этим чудесным проектом дальше. Я очень рад, что при поступлении выбрал именно ГГФ ТГУ, ведь "ГЕОшкола" — это отличный способ экологического просвещения школьников для меня».
отзывы школьников и руководителей
Ксения Подрезова, МАОУ Гимназия №13, 11 класс:
В ГЕОшколу привела любовь к географии и интерес к новому. Занятия познакомили меня со студенческой жизнью, с программой обучения разных направлений геолого-географического факультета. Это оказалось очень полезно для меня. В конце обучения мы делали групповой проект, выбрали тему по созданию интерактивной карты туристских ресурсов. Наш куратор направлял нас в нужном направлении, подбадривал, работать было очень приятно и интересно, чему я очень рада и благодарна. Я думаю, мы заняли первое место, потому что были искренне увлечены процессом и заинтересованы выбранной темой туризма. Хочу сказать спасибо всем, кто проводил и организовывал "ГЕОшколу". Мне хочется продолжать учиться и гореть географией и туризмом в стенах ТГУ ГГФ».
Михаил Михайличенко, МАОУ СОШ №4 им. И.С. Черных, 11 класс:
«Я попал в "ГЕОшколу" по рекомендации своего классного руководителя, которая предложила мне походить в ТГУ и проверить, точно ли это то, чем я хотел бы заниматься в будущем. В "ГЕОшколе" я узнал много нового не только о такой обширной и комплексной науке как география, но и о внутренней жизни университета. Мне понравилось каждое из занятий! Сложно выделить что-то конкретное, кроме огромного количества практических работ.
Я понял, что точно не ошибся с выбором науки, с которой бы хотел связать своё будущее -задолго до обучения в "ГЕОшколе" я определился с тем, что хочу связать свою жизнь с геологией, поэтому данный модуль был для меня важнейшим.
Благодаря прекрасной работе и организаторским усилиям преподавателей и студентов геолого-географического факультета я перед поступлением удостоверился в правильности моего решения. Спасибо всем, кто принимал участие в подготовке занятий!»
Никита Германов, МАОУ Лицей 8 имени Рукавишникова, 10 класс:
«"ГЕОшкола" — отличное мероприятие для тех, кто хочет понять куда же все-таки поступать. В "ГЕОшколе" можно найти много товарищей, и тех, кто также, как и ты горит идеями — заниматься туризмом, геологией, географией, метеорологией, гидрологией или экологией. Отличный коллектив студентов и преподавателей геолого-географического факультета ТГУ обучал нас интересным географическим знаниям, которые мы не получим в школе. Студенты дружелюбные и всегда готовы помочь с практическим заданием, уже спустя пару занятий удалось завести друзей и новые интересные знакомства!
Я ещё с самого детства — с 10-ти месяцев увлекался туризмом и ходил в походы сосвоими родителями и братом, поэтому как повзрослел, то решил для себя, что хочупоступать в ТГУ. Начал искать занятия по подготовке абитуриентов к поступлению иузнал о "ГЕОшколе"! На занятиях узнал много нового, работал в команде с такимиже ребятами, которые стремятся расширить знания о планете Земля!Всем тем, кто ещё не знает куда идти, дружеский совет — идите в "ГЕОшколу" от ТГУ, и у вас сразу появиться интерес к географии и вам будет легчепринять решение!»
Анастасия Сергеевна Гальченко, ответственный секретарь отборочной комиссии ГГФ, менеджер «ГЕОшколы»:
«В рамках ГЕОшколы ребята получили представление о разных направлениях подготовки, реализуемых на геолого-географическом факультете. Занятия проходили каждую неделю в разных форматах. Отдельно стоит отметить большое количество практической подготовки на каждом модуле. Участники смогли познакомиться с профессиональным оборудованием, приборами и микроскопами, используемыми в профессиональной деятельности. Кроме того, часть занятий проходила в ГИС-классе, где обучающиеся осваивали специализированное программное обеспечение.
На мой взгляд, очень важно вовлекать школьников в университетскую среду и при этом применять абсолютно разные подходы к их обучению для того, чтобы вызывать больший интерес! По мнению обучающихся получить опыт участия в "ГЕОшколе" — тоже очень ценно, ведь здесь собираются единомышленники, с которыми можно подискутировать на разные темы. Думаю, что углубленное изучение наук о Земле способствовало профессиональному самоопределению школьников. В завершении обучения каждый участник получил сертификат об окончании "ГЕОшколы", а авторы лучших проектов — дипломы, дающие дополнительные баллы при поступлении на ГГФ в ТГУ»7
Татьяна Николаевна Жилина, кандидат географических наук, доцент кафедры географии, руководитель «ГЕОшколы»:
«Геолого-географический факультет Томского государственного университета готовит высокопрофессиональных специалистов — географов, геологов, метеорологов, гидрологов, геоэкологов и туристов, деятельность которых основывается на фундаментальных знаниях о компонентах природы и экономике разных территорий на уровне причинно-следственных связей, а также на практических навыках проведения исследований в разных областях наук о Земле.
На нашем факультете преподаватели кроме образовательной деятельности активно занимаются наукой, у студентов, помимо занятий, есть возможность развиваться и совершенствоваться профессионально, творчески и в спортивной деятельности. И при всём этом работа с абитуриентами проводится в широком спектре мероприятий как в рамках общеуниверситетского, так и факультетского уровней.
Идея познакомить абитуриентов со всеми направлениями подготовки на факультете и с Томским государственным университетом появилась неслучайно, очень хотелось сделать и провести не разовое мероприятие, а системное с глубоким погружением в науки о Земле. Так появилась идея создать "ГЕОшколу". Не сложно было собрать коллектив преподавателей и студентов, и объединить его общей идеей — единомышленников, т.к. во множестве мероприятий со школьниками участвуют преподаватели и студенты всех направлений, также в городе много школьников, которые интересуются географией.
12 октября 2023 года состоялось открытие "ГЕОшколы". Общие результаты на сегодняшний день — прошли занятия шести модулей, представляющих все направления наук о Земле и подготовки на геолого-географическом факультете; было разработано и проведено двадцать четыре занятия; из "ГЕОшколы" второго мая 2024 г. выпустилось 20 школьников; в разработке занятий и их проведении приняли участие 25 студентов и 12 преподавателей; 5 заведующих кафедрами, рассказали школьникам о современных методах исследований и научных работах, которые ведутся на кафедрах, о подготовке профессионалов на каждом направлении, включая особенности учебного процесса, практик и трудоустройства выпускников; 3 недели обучающиеся "ГЕОшколы" под руководством кураторов проводили исследования, анализировали полученные результаты и достойно представили свои проекты экспертам — выпускникам нашего факультета, которые работают по специальности.
Главными результатами также считаю активное взаимодействие ГГФ с образовательными организациями Томска, увеличение количества школьников, которые хотят заниматься науками о Земле, тесную связь с выпускниками ГГФ, профессиональное совершенствование студентов ГГФ и сложившийся коллектив организаторов "ГЕОшколы", который ежегодно будет расширяться!
Желаю всем выпускникам ГЕОшколы стать профессионалами в выбранной области!
Выражаю огромную благодарность всем студентам и преподавателям, за доброту, душевность и отзывчивость, за профессионализм и любовь к своему делу, надеюсь на дальнейшее сотрудничество и новый набор и выпуск в "ГЕОшколе" от геолого-географического факультета Томского государственного университета!»