25.11.2021
В традиционной рубрике «Кофе-брейк» предлагаем интервью с деканом геолого-географического факультета ТГУ Платоном Тишиным. Ученый-геолог рассказал, каково было сменить экспедиционную палатку на кресло управленца, почему он завидует молодёжи и каких иллюзий не стоит питать начинающему управленцу.
Хочется туда, где нет людей и интернета
– Платон Алексеевич, раньше вы часто бывали в экспедициях, вместе с тем преподавали студентам. Насколько должность декана ГГФ изменила вашу научную и образовательную деятельность?
– Действительно, всё изменилось очень сильно. В области образования сферой интереса стало формирование и продвижение образовательных программ нового типа. Это несколько иной уровень, не личностно-преподавательский, а универсально-дисциплинарный, командный. Например, мы подготовили и запустили магистратуру с участием сотрудников Академии наук. Это многомодульная программа исследовательского типа, где уже на старте магистратуры студент выбирает тему научных исследований и выстраивает образовательную траекторию. Здесь, помимо разработок в составе коллективов кафедр и лабораторий ГГФ, студенты включаются в решение задач промышленных партнеров и фронтирных исследовательских проектов. Как некоторые примеры, могу озвучить создание ГИС-атласа крупных изверженных провинций, геологическое изучение Венеры, палеомагнетные и палеоклиматические реконструкции. В этих случаях руководство студентами осуществляют ведущие ученые и специалисты как из России, так и из за рубежа.
Очень важным для нас является продвижение магистратуры управленческого типа и разработка междисциплинарной программы по экологии и климатическим изменениям, объединяющей несколько направлений подготовки. На уровне бакалавриата в следующем году планируется запуск международной программы формата 2+2.
Что касается научной деятельности, то здесь я стал завидовать моим коллегам и молодежи в связи с открывшимися новыми возможностями. Когда в 2017 году мы выиграли мегагрант по изучению крупных изверженных провинций, к нам приехал ученый из Канады Ричард Эрнст и существенно встряхнул нашу исследовательскую элиту. Мы познакомились с новыми подходами в планировании НИР, ведении исследований и выгодной подаче своих научных результатов. Это сотрудничество значительно расширило наши исследовательские коммуникации. В итоге результаты научной деятельности вышли на качественно иной уровень. Раскрылись новые возможности и перспективы научных разработок. И сидя в кресле декана, я читаю статьи, слушаю выступления молодежи, выхватываю новые идеи – и меня просто разрывает от исследовательского любопытства, которое часто не дает уснуть по ночам…
И вообще, я не верю, что настоящий ученый может полностью переродиться в управленца. Все равно, манит романтика неизведанного. Это как полевые экспедиции. Если в душу запали, то уже никак не вырвешь. Обязательно надо хоть раз в год уехать туда, где нет интернета, сотовой связи, людской суеты и остаться в компании соратников, наедине с природой и ее загадками. Раньше можно было уехать на месяц – другой, а сейчас приходится довольствоваться краткосрочными набегами. В любом случае, всегда стараешься ухватиться за любую возможность выехать в поле.
Учился расставлять приоритеты
– Чему пришлось научиться на новой должности?
– Много чему приходилось учиться: и расставлять приоритеты, и реагировать на срочные распоряжения, и планировать рабочее время на недели вперед, коллективной работе, ответственности за ее результаты. И, пожалуй, самое сложное – это мотивировать сотрудников к изменениям и новациям, работе в команде. Работа в университете, как и жизнь в целом, усложнилась, ускорилась. Сейчас нет ни времени, ни возможности отступать, снижать планку сложности решаемых задач. Порой приходится мириться с браком, нарушением сроков, но современная ситуация принуждает коллег подтягивать квалификацию и работоспособность. Часто на это уходит времени больше, чем если бы делал сам! Ответственность за качественную работу коллектива, престиж полностью ложится на руководителя.
25.11.2021
– Сказывается ли специфика факультета на особенностях администрирования?
– Сложно сказать, я на других факультетах не работал. Сравнивать не с чем. Но если искать специфику, то здесь можно говорить о двух факторах. Первый – мультидисциплинарность. ГГФ – самый мультидисциплинарный факультет в ТГУ. У нас работают не только обладатели ученых степеней геолого-минералогических и географических наук, но и доктора, и кандидаты физико-математических, технических, биологических и химических наук. Второе – территориальная разобщенность. Наш факультет расположен в двух корпусах, в главном и шестом, поэтому не всегда удобно выстраивать внутрифакультетские коммуникации. Приходится привлекать третьи площадки, средства видеоконференцсвязи и даже ментальные контакты на уровне тонких материй.
– Несмотря на то, что существуют различные школы и курсы для управленцев, каждому человеку, решившему взять на себя ответственность и возглавить крупную структуру, приходится много самостоятельно работать над собой. Искать ответы на разные вопросы. Какие ответы вы искали для себя и где вы их нашли?
– В этом мне очень помогла сколковская «Школа ректоров». Она дала мне мощный управленческий инструмент, основанный на четком целеполагании, которое определяется только мыслью о ЦЕЛИ и действием для ЦЕЛИ. Правда, мысль ищет простых действий или стандартных решений, например, таких как кадровая замена, реструктуризация, цифровизация. В поисках готовых решений я начал много читать деловой и политической мемуаристки: Форд, Черчилль, Громыко, Меир, Тэтчер, Примаков, Буш , и пришел к выводу, что однозначных рецептов нет, как нет и нерешаемых задач.
Не стоит питать иллюзий о свободе
– Как вы считаете, какие наиболее распространённые ошибки совершают управленцы в начале своего пути и как их избежать?
– Главная ошибка каждого начинающего управленца определяется иллюзией, что дополнительные полномочия дают тебе большую степень свободы. На самом деле степень твоей свободы либо остается без изменений, либо уменьшается. Правда, это компенсируется увеличением потенциальных факторов управления. Раньше ты принимал решение и не на кого не оглядывался. Сейчас за твоей спиной 1000 человек, и твоя ошибка отзовется тысячекратно. Цена ошибки возрастает при перекладывании своей ответственности на других, это лишает тебя доверия коллектива, и ты теряешь и без того немногие инструменты управления.
– Научная и образовательная повестка в наши дни меняются крайне динамично. Каким вы видите развитие ГГФ, за счёт чего планируете повышать рейтинг факультета?
– Задам вам встречный вопрос: с чем у вас ассоциируется геолог или географ? Правильно – с полезными ископаемыми, открытиями и покорениями новых земель… Но все географические открытия уже позади, а учитывая общий тренд перехода к низкоуглеродной экономике и экологизации, добыча полезных ископаемых в одной стране облагается налогами в другой, и весьма маржинальный бизнес превращается в убыточный. Так что ж, у наук о Земле нет будущего? Мы нашли для себя весьма перспективную нишу, которая должна дать толчок развитию не только нашего факультета: жизнь, безопасность и коммуникации.
Что же до рейтингов, то их будет поднимать наша молодежь. Я очень надеюсь, что она сможет впитать в себя все лучшее, что есть в традициях нашего университета, и избежать отравления собственной псевдозначимостью.
– Чего бы вы пожелали преподавателям и студентам в этом учебном году?
– Здоровья! Доверия друг другу! Живого человеческого общения!