С 22 по 24 октября в Салехарде (ЯНАО) прошло мероприятие-спутник IV Конгресса молодых учёных. На нём Александр Анатольевич Ерофеев, доцент ГГФ, представил результаты первого года реализации научного проекта «Исследование факторов и интенсивности криогенной динамики, воздействующей на линейные объекты Крайнего Севера». 

В мероприятии приняли участие исследователи из 9 регионов России: эксперты-мерзлотоведы, учёные в области транспортного строительства, инженеры-геокриологи и другие специалисты. Они предложили губернатору и членам правительства ЯНАО рекомендации по рациональному природопользованию в горной криолитозоне и строительству зданий и дорог.

Александр Анатольевич Ерофеев, доцент кафедры географии ГГФ, представил результаты первого года реализации научного проекта «Исследование факторов и интенсивности криогенной динамики, воздействующей на линейные объекты Крайнего Севера».

Проект поддержан грантом губернатора ЯНАО и реализуется Проблемной лабораторией гляциоклиматологии ТГУ при участии студентов и сотрудников геолого-географического факультета. Задача — изучить, как потепление и антропогенная нагрузка влияют на автодороги и мосты в Ямало-Ненецком автономном округе.

Фотографии предоставлены Александром Ерофеевым

«Из-за потепления разрушаются берега, сложенные многолетнемерзлыми горными породами, неравномерно проседают почвы из-за вытаивания подземного льда, пучится грунт. В итоге возрастает риск деформирования дорог, опор мостов, трубопроводов и других элементов инфраструктуры», — сообщили РИА Томск.

Полевые работы прошли в августе этого года. С помощью беспилотника с лазерным сканером группа учёных ГГФ исследовала 324 километра автодороги Надым-Салехард. В проекте было впервые применено беспилотное воздушное судно вертолётного типа, изготовленное на заказ индустриальным партнёром ТГУ АО НПП «Радар-ММС». С его помощью была проведена лидарная съёмка. Эта технология позволяет построить цифровые модели рельефа с высоким разрешением.

«В сочетании с точной спутниковой геодезической привязкой применение такой технологии даст возможность мониторинга состояния поверхности с разной периодичностью. На основе полученных данных ученые оценят интенсивность и динамику процессов внешнего и внутреннего влияния потепления и антропогенной нагрузки на автодороги и мосты в Ямало-Ненецком автономном округе», — говорится в сообщении пресс-службы ТГУ. 

Беспилотное воздушное судно вертолётного типа, изготовленное АО НПП «Радар-ММС»

Изучение климата — одно из ключевых направлений, развиваемых ТГУ в рамках стратегического проекта "Глобальные изменения Земли: климат, экология, качество жизни". Проект реализуется при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030».

В тексте использованы материалы РИА Томск: «Ученые ТГУ оценят влияние деградации мерзлоты на автодороги ЯНАО»