Кафедра краеведения и туризма

О кафедре

Учебные вопросы

Кафедра краеведения и туризма

История

По представлению Администрации Томской области в 1993 г. Томский госуниверситет был включен Госкомитетом по физической культуре и туризму РФ в Реестр образовательных учреждений, ведущих подготовку специалистов для сферы туризма. Это направление образовательного процесса было поручено кафедре географии. В конце 1997 года приказом Ректора ТГУ была открыта кафедра краеведения и туризма, как специализирующая в рамках специальности 021500 - география. Первым заведующим кафедрой стал П.А. Окишев. До 1999-2000 учебного года кафедра вела подготовку по одной специализации «Туризм и экскурсионное дело», с 2000 года была открыта вторая специализация «Страноведение и международный туризм».

До 2011 года подготовка кадров проводилась по пятилетнему учебному плану специалиста. В связи со вступлением России в Болонское соглашение и распоряжением Минобразования о переходе на многоуровневое образование в нашем университете по направлению "География" с 2007-2008 учебного года введена и реализуется двухуровневая система учебного процесса.

Первый (четырехлетний) уровень (бакалавриат) реализуется на базе апробированного временем учебного плана специалиста с некоторыми изменениями графика учебного процесса в восьмом семестре и полного исключения пятого года обучения. Кафедра осуществляет обучение бакалавров по направлению 05.03.02 "География", профиль подготовки "Рекреационная география и туризм".

Вторым уровнем подготовки является магистратура, продолжительность обучения на этом уровне - два года. Кафедрой краеведения и туризма ведётся подготовка магистров по направлению 05.04.02 "География", в рамках магистерской программы "Географические основы развития туризма".

Большая часть поступающих студентов зачисляются на бюджетную форму обучения, остальные - на платную. При появлении вакансий на бюджетной форме на эти места переводятся наиболее успевающие студенты платной формы обучения. В настоящий момент объем ежегодного выпуска бакалавров составляет 16-20 человек, а магистров - 9-10.

С 1999 года кафедра является организатором ежегодных межрегиональных научно-практических конференций с международным участием "Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий". В 2013 году тематика конференции была расширена, что отразилось на смене её названия: "Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий". 

Кафедра краеведения и туризма НИ ТГУ - региональная образовательная площадка общенациональной системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма

Учебная деятельность

Читаемые студентам основные (общепрофессиональные) учебные курсы:

  • общая геоморфология - учебные материалы,
  • физическая география материков и океанов - учебные материалы
  • физическая география России,
  • экономическая география зарубежных стран,
  • экономическая география России,
  • география Томской области.
Специальные учебные курсы:
  • основы туризмоведения,
  • краеведение,
  • экскурсоведение,
  • спортивный туризм - учебные материалы,
  • иностранный язык,
  • организация туристско–экскурсионного дела,
  • менеджмент в туризме,
  • маркетинг и экономика туризма,
  • международный туризм,
  • страноведение,
  • рекреационная география,
  • рекреационная оценка территорий- учебные материалы,
  • туристские ресурсы мира,
  • современные информационные технологии в туризме - учебные материалы
  • и др.
Учебные полевые практики проводятся в окрестностях г. Томска и в Горном Алтае.
Незабываемые впечатления у студентов оставляют красоты природы Горного Алтая, Хакасии и других живописных уголков Сибири, которые они посещают во время учебной географической и туристско-экскурсионной практик.
Производственные практики проводятся в туристских агентствах г. Томска и других городах Российской Федерации, краеведческих музеях, станциях юных туристов и туристских клубах.
Профессиональные навыки менеджеров и экскурсоводов бакалавры приобретают во время производственной практики в турфирмах, краеведческих музеях, туристских клубах, на станциях юных туристов города Томска и других субъектов РФ, а также за Профессиональные навыки менеджеров и экскурсоводов бакалавры приобретают во время производственной практики в турфирмах, краеведческих музеях, туристских клубах, на станциях юных туристов города Томска и других субъектов РФ, а также за рубежом.
Магистранты имеют возможность реализовать свой научный потенциал во время длительной научно-производственной практики в туристских организациях, административно-управленческих органах и научно-исследовательских учреждениях. Раскрыть свои педагогические способности магистрантам позволяет научно-педагогическая практика, в рамках которых на втором курсе обучения магистратуры они проводят занятия со студентами.
Студенты кафедры активно участвуют во Всероссийских конкурсах студенческих научных работ на базе Национальной Академии туризма, в международном конкурсе студенческих работ на базе Российской международной академии туризма, в научно-практических конференциях, регулярно организуемых Томским университетом и Департаментом культуры и туризма Томской области.
Кафедрой ежегодно проводится Международная научно-практическая конференция «Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий».




Учебно-методические комплексы (УМК):

Физическая география материков и океанов

Статистические методы в географии

Общая геоморфология

  • Рычагов Г.И. Общая георморфология. М., 2006.
  • Гардинер В., Дакомб Р. Полевая Геоморфология. М., 1990.

Современные информационные технологии в туризме

Менеджмент лечебно-оздоровительного туризма

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

  • Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природных ресурсов: Справочное пособие / Автор и составитель: Е.А.Высторобец. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. 80 с.

Практики

Производственные практики проводятся в туристских агентствах г. Томска и других городах Российской Федерации, краеведческих музеях, станциях юных туристов и туристских клубах.

Профессиональные навыки менеджеров и экскурсоводов бакалавры приобретают во время производственной практики в турфирмах, краеведческих музеях, туристских клубах, на станциях юных туристов города Томска и других субъектов РФ, а также за Профессиональные навыки менеджеров и экскурсоводов бакалавры приобретают во время производственной практики в турфирмах, краеведческих музеях, туристских клубах, на станциях юных туристов города Томска и других субъектов РФ, а также за рубежом.

Цель летней учебной географической практики – применение современных методов полевых географических исследований.
Задачи:

  1. Сбор литературного и картографического материала в камеральный период.
  2. Обработка литературного материала и получение предварительных выводов. Определение ключевых участков.
  3. Полевые работы на ключевых участках.
  4. Сравнительный анализ предварительных выводов и получение результатов.
  5. Аналитическая обработка, получение интегрированных данных.
  6. Написание и защита отчета.
Весь процесс работы в период практики состоит из нескольких этапов: подготовительный (камеральный), первый этап (полевые исследования), второй этап (обработка полученных результатов), заключительный этап.
  • Камеральный период включает детальное изучение природных условий территории (геологическое строение, рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир), сбор опубликованных литературных и картографических материалов).
  • Первый этап включает в себя полевые работы непосредственно на исследуемой территории. В первые дни проводятся обзорные экскурсии, где происходит знакомство с территорией. Затем определяются характерные ключевые участки, где студенты ведут измерительные работы.
  • Второй этап. После проведения экскурсий начинаются практические занятия на участках. Сначала бригада производит рекогносцировочный обход территории участка, намечает места комплексных, основных описаний, затем просматривает обнажения,устанавливает линии физико-географического профиля, избирая при этом направления с большим разнообразием рельефа и почвенно-растительного покрова.
  • На заключительном этапе происходит анализ полученных результатов и написание физико-географического отчета.